Обращение к Президенту России жительницы города Апатиты стало поводом задуматься о состоянии онкологической службы в Мурманской области.

Напомним, что 15 июня во время прямой линии к Президенту обратилась Дарья Старикова, у которой диагностировали рак четвертой стадии. Первоначально врачи поставили ей неверный диагноз и долгое время девушку лечили от межпозвоночного остеохондроза, из-за чего было упущено драгоценное время. Позднее Дарью госпитализировали в одну из местных больниц, а в понедельник спецбортом МЧС доставили для прохождения лечения в Москву.

Данный случай вызвал резонанс в СМИ. Прокуратура уже начала проверку в рамках уголовного дела против медработников, которые подозревают в халатности. Своим видением ситуации поделился и директор Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина Михаил Давыдов.

Официальный комментарий главного внештатного онколога Минздрава РФ Давыдова Михаила Ивановича по вопросу о состоянии онкологической службы в Мурманской области.

Проблема состояния онкологической помощи в Мурманской области является крайне актуальной. По сути, мы наблюдаем полную дезорганизацию системы онкологической помощи области. Областной диспансер ликвидирован как самостоятельное подразделение и разрознен по структуре отделений областной больницы. Подобный подход крайне неконструктивен и нарушает основной принцип организации специализированной онкологической помощи, заложенный в основу существующей системы ее работы. В первую очередь эта проблема связана с тем, что уже много лет в РФ вопросы здравоохранения решаются на уровне региональных властей. Это приводит к тому, что доступность и состояние онкологической помощи в различных субъектах РФ сильно разнится. На данный момент мы взаимодействуем с коллегами из регионов на уровне методических рекомендаций, клинических консультаций, советов. В то же время прямой вертикали подчиненности, управления и контроля нет. Полномочия главных специалистов Минздрава РФ в этом смысле резко ограничены. Имея статус федерального центра страны, нам тем не менее приходится в условиях действующего закона о разграничении полномочий между центром и регионами разного уровня экономического развития, разного уровня технологической и кадровой оснащенности онкологических учреждений решить стоящую перед нами задачу: сделать так, чтобы любой онкобольной мог на любой территории Российской Федерации получить одинаковую по уровню, объёму и качеству высококвалифицированную медицинскую помощь.

Российской онкологической службе требуется законодательное построение вертикальной системы управления. Федеральное министерство здравоохранения и его институт главных специалистов должны выстраивать и реализовать под своей эгидой не только стратегию лекарственного обеспечения, но и решать вопросы кадров, материально-технического оснащения учреждений онкологического профиля в соответствии с тем, как понимаются эти задачи в федеральном масштабе, а не региональном.

Российский онкологический центр должен стать головным институтом, который является основным организационным механизмом, обеспечивающим весь процесс оказания специализированной помощи. Именно поэтому программа Национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями, которая разрабатывается и будет представлена Министерству здравоохранения осенью 2017 года, призвана положить основу для формирования законодательного регулирования системы вертикального управления онкологической службы в РФ. Чтобы пациенты, проживающие в различных субъектах РФ, имели одинаковый доступ к получению эффективных методов диагностики и лечения онкологических заболеваний.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter