Процесс построения системы непрерывного фармацевтического образования в Российской Федерации естественно сталкивается с целым рядом трудностей. На сегодняшний день накопилось много нерешенных вопросов, связанных с аккредитацией фармацевтических специалистов, подготовкой стандартов профессионального образования и правовым регулированием этой сферы. О том, какие проблемы возникают на этом пути, рассказывает исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» и союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина.

Современный федеральный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 «Фармация» базируется на требованиях профессиональных стандартов. Тем не менее, его проработка велась исключительно образовательными организациями, в частности – Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО). И хотя новый вариант федерального стандарта уже одобрен Национальным советом при Президенте и находится на утверждении в Министерстве образования РФ, сделать это удалось не сразу. Как напомнила Елена Неволина, Совет по профессиональным квалификациям (СПК) вынес два отрицательных заключения по предоставленным вариантам проекта, прежде чем появилась разработка, удовлетворившая фармацевтов.

После утверждения стандарта актуальность приобретет вопрос разработки примерных образовательных программ, учитывающих все области деятельности выпускников фармацевтических факультетов. ФУМО и СПК должны обсудить эти программы и проработать такие аспекты, как контрольная разрешительная деятельность и производство лекарственных средств.

С 2016 года для выпускников институтов по фармацевтическим специальностям отменено прохождение интернатуры и введена ординатура, обучение в которой, согласно образовательному стандарту, рассчитано на два года. Однако возникает вопрос о целесообразности двухгодичного образования для этой деятельности.

«Я могу согласиться, что для некоторых квалификаций двухгодичная форма обучения является оптимальной, — сказала Неволина, — но в целом вопрос сроков ординатуры должен стать предметом обсуждения ФУМО, СПК и Минздрава РФ — эти структуры должны решить, для каких специальностей есть смысл сохранять двухгодичную форму обучения, а для каких целесообразно перейти к одногодичному стандарту».

Однако перед этим необходимо понять, на какой стадии находится процесс разработки проекта образовательного стандарта для ординатуры по специальности «Управление и экономика фармации», который был направлен в Минздрав. Только с принятием этого документа можно будет говорить об одногодичной ординатуре для фармацевтов, и об аккредитации специалистов в области управления фармацевтической деятельностью ВУЗами.

В 2016 году одновременно с созданием аккредитационных комиссий была разработана система оценочных средств и кейс-задания для аккредитации выпускников вузов. Однако аналогичная система для ординатуры до сих пор не доработана. Более того, на сегодняшний день нет механизма определения квалификации специалистов, закончивших ординатуру, хотя первые выпускники появятся уже в следующем году.

«Создание системы оценочных средств и методики проведения аккредитации выпускников-ординаторов является на сегодняшний день одной из самых актуальных задач, — отметила Неволина. — Разработать ее будет несложно, так как профессиональные стандарты для специалистов в области управления фармацевтической деятельностью и профессиональные стандарты провизора-аналитика у нас уже утверждены».

С 2018 года в процедуру аккредитации вступают специалисты, имеющие среднее профессиональное образование, и для них уже создан профессиональный стандарт фармацевта, который в настоящее время проходит заключительный этап согласования в Минздраве.

Если данный стандарт будет принят уже в этом году, в этом случае перед фармацевтическим сообщество встанет задача — разработать к весне 2018 года систему оценочных средств, позволяющих выпускникам средних профессиональных учебных организаций пройти процедуру аккредитации. Кроме того, такую систему нужно будет разработать и для системы профессиональной переподготовки специалистов.

«Если человек работал по другой специальности, а затем решил заняться управлением фармацевтической деятельности либо проведением лабораторных анализов, ему не обязательно поступать в ординатуру, — пояснила Неволина. — Он может пройти профпереподготовку, однако далее для него необходимо будет также провести процедуру аккредитации».

Не так давно Минздрав РФ представил поправки в приказ N 66н, утверждающий порядок и сроки совершенствования фармацевтическими работниками профессиональных знаний. Как подчеркивает исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата», из документа невозможно понять, какое участие в системе повышения квалификации фармацевтов будет принимать профессиональное сообщество. Кроме того, одновременно со вступлением изменений в силу возникнет вопрос легитимности приказа №541, утверждающего квалификационные требования к специалистам.

«Фармацевтическая деятельность на сегодняшний день закрыта профессиональными стандартами, однако ими не прикрыты многие врачебные специальности, так что 541-й приказ отменён быть не может, в связи с чем у нас появятся двойные требования, так как между требованиями, установленными в приказах, утверждающими профессиональный стандарт, и приказом по квалификационным требованиям существует определенная разница. Необходимо либо срочно ликвидировать это противоречие, либо получить разъяснение от Минздрава, которое в свою очередь будет доведено и до контролирующих органов», – поясняет Е. Неволина.

Еще один вопрос, не решенный до сих пор, это допуск специалистов, которые не прошли процедуру аккредитации, например, по причине того, что не изъявили желания ее проходить, либо решили не возвращаться после неудачного тестирования. Позже, столкнувшись с отказом работодателя принимать на работу кандидата без документов, подтверждающих квалификацию, фармацевт обращается в ВУЗы, однако механизма проведения аккредитации для получения допуска на работу в настоящее время не существует. Если в отношении медицинских работников планируется создание независимых центров оценки и аккредитации (на это уже выделено финансирование), то в отношении фармацевтических работников такой программы нет, и когда этот вопрос будет решен, непонятно.

Много вопросов связанно с интернатурой по специальности «фармацевтическая технология».

«Мы сами утвердили специальности, внесли их в различные квалификационные справочники и этим самым загнали себя в порочный круг проблем, — сказала Неволина. — У нас есть специальность «провизор-технолог» и одновременно с этим интернатура «фармацевтические технологии». Если для выпускников 2016 года, процедура аккредитации проходит по специальности «фармация», по которой они имеют высшее образование, то по какой специальности пройдут повышение квалификации специалисты после интернатуры, совершенно непонятно. Тем более что сертификат специалиста «фармацевтическая технология» полностью перекрывается специальностью «фармация», вписанной в наши дипломы».

Еще одна проблема, порожденная разделением профессий, заключается в том, что специалист в области управления экономики фармацеи, имеющий соответствующий сертификат, потерял право самостоятельно продавать лекарства, если в течение 5 лет он не работал в должности провизора-технолога или провизора — для этого он должен пройти переподготовку. Однако «специалист в области управления», напомнила Неволина — это директор аптеки, который в случае необходимости способен заменить любого подчиненного. Если в отделе остро не хватало провизоров, руководитель вставал за прилавок, однако теперь, чтобы заменить сотрудника на рядовой должности, директор обязан заново проходить соответствующие программы и получить сертификат о специализации уровнем ниже его нынешней компетентности.

Разумеется, этот вопрос решается путем соответствующих изменений в приказе Минздрава № 707, равно как и другие проблемы можно устранить исправлением законодательных актов. Однако вопрос не в том, можно или нельзя изменить существующий порядок, а в том, что менять его, и решать вопросы, связанные с грядущей аккредитацией ординаторов-фармацевтов, следует как можно быстрее.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter