В марте 2017 года исследовательская компания MAR CONSULT выяснила отношение врачей в 45 регионах России к идее замещения импортных лекарств отечественными. В опросе приняли участие более 200 врачей (кардиологи, онкологи, терапевты) из 45 регионов России, включая Москву и Санкт-Петербург. Согласно полученным данным, 46 процентов назначаемых врачами наименований препаратов — это препараты отечественного производства, 54 процента — импортные, из которых более половины (58 процентов) не имеют аналогов отечественного производства.

 

Однако, несмотря на все еще неутешительную статистику, борьба за импортозамещение лекарственных препаратов в нашей стране началась и приносит плоды. Во-первых, фармацевтическая отрасль является одной из самых динамично развивающихся в структуре российской экономики и, по сути, является драйвером ее роста. Во-вторых, из 106 позиций госзакупок за 2015 год 52 подешевели от 1% до 83%, при этом топ-5 препаратов, стоимость на которые снизилась больше всего, имеет свои российские аналоги.

Заявленные в ходе заседания коллегии Минпромторга России меры говорят лишь о том, что государство не намерено бросать отечественных производителей и оказывает им всестороннюю поддержку. Так, до 12 апреля Минпромторг внесет в Правительство РФ проект постановления, который предусматривает создание дополнительных ограничений на госзакупки препаратов, не производящихся по полному циклу в России. Совершенно очевидно, что любые стратегические инициативы Минпромторга России ориентированы и направлены на всестороннюю помощь сегменту отечественных производителей. Реализация принципов полного цикла является базовым механизмом формирования устойчиво развивающейся фарминдустрии.

Однако ситуацию усложняет тот факт, что в настоящий момент ФАС России рассматривает идею увеличения до 25 процентов ценовых преференций на госзакупках для российских поставщиков лекарств, заменив ими правило «третий лишний». Ведь совсем недавно при одобрении правила «третий лишний» антимонопольное ведомство согласовало данный подход, а теперь готово опять корректировать свою позицию.

Получается, что времени, для того чтобы «встать на ноги», у российской фармацевтики практически не осталось. В ближайшем будущем условия игры могут ужесточиться, а правило «третий лишний» будет ликвидировано. Поэтому перед фармацевтическими компаниями стоит задача ускорить темпы развития любым способом.

Согласно данным вышеупомянутого опроса, на внутреннем рынке в значительной мере отстают технологии, слаборазвита промышленность и низкий научный потенциал — так считают 26 процентов респондентов, мало хороших полноценных аналогов — 35 процентов, низкое финансирование и требуются огромные капиталовложения — 9 процентов. 45 процентов респондентов считают, что отечественные аналоги уступают по эффективности.

Восприятие российского фармпрома сильно отличается от того, каковым он является на самом деле. Возможно, 10 лет назад такие утверждения и соответствовали действительности, но за этот продолжительный период отечественная фарма значительно укрепила свои позиции, накопив целый ряд успешных разработок, объединив высокопрофессиональные кадры и техническую базу для внедрения самых передовых технологий.

Как заявил руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, «можно удвоить количество патентов в области фармацевтических изобретений и таким образом сделать вклад в развитие технологий в России». Если реализуются небольшие инвестиции в медицинскую отрасль, то к 2024 году можно получить $3 млрд дополнительных доходов, что положительно повлияет на стабилизацию внешнего торгового баланса России. Глава Минздрава России Вероника Скворцова и вовсе убеждена, что здравоохранение к этому времени займет первое место в экономике страны. А это значит, что пришло время показывать результаты.

Несмотря на то, что санкции не коснулись фармацевтической отрасли напрямую, общий курс на импортозамещение в отечественной экономике пошел ей на пользу. Промышленная политика, активно проводимая в нашей стране, достигла своей цели — формирования конкурентоспособной отрасли. Тем не менее, мы постепенно выходим на новый уровень решаемых задач, с которыми нельзя справиться только лишь с помощью протекционистских мер. Мы нуждаемся в модернизации национальной экономики, в переходе к инновационному пути развития, в скорейшей индустриализации страны.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter