В результате проведенных в течение года мероприятий по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности1 проверяющими2 вновь были выявлены многочисленные факты нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков (стандартов) оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований, нарушения лицензионных требований и требований к организации внутреннего контроля. 

Нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением субъектами медицинской деятельности прав граждан в сфере охраны здоровья Росздравнадзором в минувшем году проведено свыше 8,3 тыс. проверок в отношении более 7,4 тыс. медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей. Установлено, что практически каждый второй субъект нарушал те или иные права граждан в сфере охраны здоровья3, причем в деятельности каждого четвертого проверяемого было выявлено два и более нарушений (без учета нарушений иных обязательных требований к осуществлению медицинской деятельности, см. ниже). Наиболее характерные нарушения выразились в необеспечении доступности медицинской помощи, ее неудовлетворительном качестве (почти 48 процентов от общего числа выявленных нарушений рассматриваемого типа).

К примеру, вследствие некачественного оказания медицинской помощи в Краснотурьинской городской больнице (Свердловская область) малолетняя пациентка стала инвалидом. Решением суда с названной организации взыскана стоимость лечения девочки (проведенного другой медицинской организацией), а также компенсация причиненного морального вреда в размере 600 тыс. рублей4. В Республике Якутия (Саха) от некачественной медицинской помощи пострадала женщина. Решением суда с двух местных медицинских организаций, признанных виновными в неправильной постановке диагноза потерпевшей, взыскана компенсация причиненного ей морального вреда – 500 тыс. рублей5.

В отношении свыше 1,1 тысячи получателей медицинских услуг была нарушена норма, предусматривающая обязательность информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (отказ от такого вмешательства), в отношении более 500 граждан – норма, обязывающая к предоставлению гарантированной бесплатной медицинской помощи без взимания платы. Кроме того, зафиксировано около 500 случаев отказа в оказании нуждающимся медицинской помощи. Некоторые из этих случаев, увы, обернулись для несостоявшихся пациентов трагическими последствиями.

Один из подобных случаев имел место в Республике Коми. Медицинская помощь не была надлежаще оказана пострадавшей в результате дорожно-транспортного происшествия, от последствий которого она скончалась. По данному факту в отношении врача-травматолога одной из медицинских организаций возбуждено уголовное дело по части второй статьи 124 УК РФ (неоказание помощи больному без уважительных причин, повлекшее по неосторожности смерть пациента). В ходе расследования установлено, что проведение своевременной диагностики полученных травм предотвратило бы наступление смерти потерпевшей. Уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу6.

Отметим также, что по результатам проверок каждое пятое нарушение рассматриваемого типа было квалифицировано как содержащее признаки административного правонарушения – с составлением об этом соответствующих протоколов и направлением материалов в органы прокуратуры. Приведем в этой связи несколько примеров из правоприменительной практики текущего года.

Так, прокурорами ряда субъектов Российской Федерации опротестованы нормы региональных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, ограничивающие право граждан на получение такой помощи. В результате уже внесены соответствующие поправки в региональные программы Республики Адыгея и Республики Калмыкия.

В Новгородской области по требованию прокурора суд признал недействующими положения одного из региональных законов, ограничивавших права некоторых категорий малолетних пациентов на обеспечение бесплатными лекарственными средствами. В Псковской области по результатам прокурорского реагирования отменен нормативный акт в части, ограничивавшей доступ местных жителей к специализированной медицинской помощи, и т.д.7

Нарушения порядков (стандартов) оказания медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, осмотров и освидетельствований

Нарушения установленных порядков оказания медицинской помощи выявлены в деятельности более 3 тыс. проверяемых лиц (всего – свыше 7,7 тыс. случаев), нарушения действующих стандартов оказания медицинской помощи – в деятельности около 1,7 тыс. проверяемых лиц (в общей сложности – свыше 2,6 тыс. случаев). Чаще других не соблюдались обязательные требования к оснащению субъектов медицинской деятельности, предоставлению медицинских услуг (выполнению процедур, действий, манипуляций), для которых предусмотрена нормативная усредненная частота предоставления. Почти 22% нарушений рассматриваемого типа были квалифицированы как содержащие признаки административных правонарушений (см. выше).

Факты несоблюдения обязательных требований выявлены в ходе каждой четвертой проверки правильности проведения медицинских экспертиз (всего – более 720 случаев), во время почти каждой второй проверки правильности проведения медицинских осмотров (всего – около 1900 нарушений), а также каждой четвертой проверки правильности проведения медицинских экспертиз (всего – 630 нарушений). Установлено, что около 80 проверяемых субъектов не имели правомочий для осуществления данных видов медицинской деятельности. Проверяющими также выявлено около 500 лиц, допущенных к выполнению работ по проведению медицинских экспертиз, осмотров, обследований без сертификатов, подтверждающих наличие требуемой квалификации. 38% нарушений рассматриваемого типа были квалифицированы как содержащие признаки административных правонарушений (см. выше).

Подавляющее большинство нарушений обусловлено несоблюдением обязательных требований к документированию. Отметим, что при рассмотрении материалов ряда проверок в действиях нарушителей выявлены признаки преступлений – так, следственными органами в связи с поступившими сведениями о фальсификации Петропавловск-Камчатской городской поликлиникой № 1 документов рецептурных бланков несколько недель назад было возбуждено и расследуется уголовное дело по части первой статьи 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов).

Имеются, к сожалению, и иные аналогичные примеры, в частности, связанные с искажением отчетности о фактически предоставляемых гражданам медицинских услугах. Так, в минувшем году факты масштабных приписок (около 40 тыс. случаев) были выявлены в деятельности значительного числа медицинских организаций города Москвы. Одной из причин случившегося городская прокуратура полагает отсутствие эффективного внутреннего контроля со стороны московского Департамента здравоохранения (см. также ниже).

Нарушения лицензионных требований к осуществлению медицинской деятельности.
Нарушения в организации внутреннего контроля

Лицензионные требования к осуществлению медицинской деятельности в минувшем году нарушались каждым вторым проверяемым субъектом. По фактам нарушений привлечено к ответственности более 300 виновных лиц. Сумма взысканных с них административных штрафов составила около 7 млн рублей (чуть более половины от суммы наложенных административных штрафов).

Нарушения в организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности выявлены в ходе 56% соответствующих проверок (всего – более 2,5 тыс. случаев). Примерно 40% нарушений обусловлены формальным соблюдением действующих у проверяемых субъектов локальных актов, регламентирующих организацию внутреннего контроля, почти столько же – недостатками в работе уполномоченных врачебных комиссий.

*    *    *

Во второй части будут освещены итоги надзорной деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
____________
(продолжение следует)

1 Статья 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред., действующей с 1 января 2017 г., далее - Закон № 323).
2 См. в этой связи: Доклад по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований. М.: Росздравнадзор, 2017.
3 См., в частности, статьи 18 - 20 Закона № 323.
4 sudact.ru.
5 Там же.
6 genproc.ru.
7 Там же.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter