С наступлением осенних холодов и до самой весны начинается сезон вирусных заболеваний. В период эпидемий и при превышении порога заболеваемости в большинстве регионов заметно увеличиваются объёмы продаж противовирусных препаратов. Представляем вниманию читателей обзор продаж противовирусных препаратов, составленный маркетинговой компанией DSM-Group эксклюзивно для «Лекарственного обозрения».

Статья из газеты "ЛекОбоз"

Зависит от погоды

11 10 1Объём продаж противовирусных препаратов во многом зависит от погоды. Так, в 2014 году высокий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ отмечался осенью. В 2015 году только в январе – феврале был повышенный спрос на препараты этой категории, тогда как тёплая осень 2015 года не способствовала росту продаж препаратов для лечения вирусных и простудных заболеваний. Это привело к снижению объёма реализации в 2015 году в упаковках (–1% к показателю предыдущего периода), которое было с лихвой компенсировано ростом продаж в 2016 году. Осенью 2016 года наблюдался высокий уровень заболеваемости, в результате чего объём продаж этой группы вырос на 28% по сравнению с 2015 годом.

В 2016 году объём аптечных продаж противовирусных препаратов составил около 40 млрд руб. В натуральном выражении – 140 млн упаковок. В начале 2017 года опять был спад заболеваемости гриппом и ОРВИ. Это привело к снижению объёмов потребления противовирусных препаратов в январе – августе по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Потребитель выбирает подешевле

11 10 2Ассортимент противовирусных средств довольно широк, и производители продолжают выводить на рынки новинки. Так, в 2016 году в аптеках можно было найти около 100 брендов противовирусных средств, представленных во всех ценовых сегментах.

Основной объём продаж приходился на лекарства от 250 руб. до 500 руб. – аптека получает 38% выручки от реализации противовирусных препаратов. Но при этом чаще всего, как и в других группах лекарственных препаратов, потребитель приходит в аптеку за лекарствами ценой ниже 250 руб. – в 58% случаев покупатель приобретает препарат низкой ценовой категории.

В среднем одна упаковка противовирусного препарата обходится потребителю в 284 руб. Заметим, что за последние 4 года эта цифра выросла всего на 10%.

11 10 3Такой незначительный рост средневзвешенной цены за одну упаковку в группе противовирусных средств объясняется несколькими факторами.

В первую очередь это связано с тем, что препараты описываемой группы на 65% (в стоимостном и натуральном объёмах) представлены позициями, которые входят в список ЖНВЛП, на которые распространяется государственное регулирование ценообразования. Поэтому рост цен на них минимален. Во‑вторых, отмечается переключение потребителя на дженерики, в том числе и небрендированные. Так, с 2014 года доля оригинальных препаратов уменьшилась с 67 до 59% в 2017 году в пользу дженериков. Оригинальные препараты в среднем за январь – август 2017 года стоили 376 руб., тогда как за дженерики потребитель платил в среднем 210 руб.

Отечественные – в лидерах

11 10 4В отличие от рынка в целом сегмент противовирусных препаратов представлен большим количеством отечественных разработок, которые лидируют в рейтингах аптечных продаж, причём как в стоимостном, так и в натуральном выражении. На долю отечественных производителей приходится 83% в рублях и 89% в упаковках. При этом стоит отметить, что стоимость российских противовирусных препаратов на 68% ниже, чем импортных. Так, за январь – август 2017 года покупатель за отечественные лекарственные препараты платил в среднем 265 руб., тогда как за импортные лекарства – 444 руб.

11 10 5На протяжении последних лет структура аптечных продаж противовирусных препаратов заметно изменилась. С первых позиций ушёл Арбидол производства «Отисифарм». Его место заняли также разработки отечественных производителей. По данным за 2017 год, лидером продаж с долей 14,4% стал Ингавирин («Валента»). Препарат представлен двумя формами: взрослой (капс. 90 мг № 7) и детской (капс. 60 мг № 7). Последняя появилась на рынке только в конце 2015 года, но довольно быстро стала популярной, что позволило вырасти продажам бренда в целом.

На втором месте рейтинга с минимальным отрывом по объёму продаж находится Кагоцел («Ниармедик») с долей 14,1%. Этот препарат выпускается в одной форме выпуска – 12 мг № 10. Его цена в среднем составляет 240 руб.

11 10 6Заметим, что практически все препараты, входящие в топ‑10, – отечественного производства. Исключение составляют небрендированные дженерики Ацикловир и Ремантадин, которые представлены в аптеках как российскими, так и иностранными компаниями. Несмотря на это, высокая доля в продажах этих лекарственных средств приходится на ­отечественных производителей. Так, 43% стоимостного объёма препаратов, реализуемых в аптеках, производится «Акрихином». Лидерами по объёму продаж Ремантадина стали фармпредприятия «Оболенское» (35%) и «Авексима» (31%).

В рейтинге по упаковкам лидирует небрендированный дженерик Ацикловир с долей 17,9%. На рынке представлено большое количество форм выпуска этого препарата. Наиболее популярны у потребителя таблетированный Ацикловир и в форме мази. Кагоцел и в этом рейтинге смог сохранить вторую строчку.

Третье место занимает также упомянутый выше Ремантадин. Несмотря на высокое количество компаний, которые предлагают на рынок этот препарат, в основном все производители выпускают его в одной форме выпуска – таблетки 50 мг № 20, цена на которую составляет от 60 до 100 рублей.

Предугадать эпидемию простудных и вирусных заболеваний очень сложно. Но в преддверии холодной осени и зимы эксперты маркетингового агентства DSM-Group советуют аптекам всё равно сделать запас противовирусных препаратов, чтобы в полной мере обеспечить спрос на них.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter